Главная » Статьи » РИНЦ

Региональный портал управления знаниями

В современных условиях образование является одной из самых важных сфер человеческой деятельности. Способность системы образования удовлетворять потребности личности и общества в высококачественных образовательных услугах во многом определяет перспективы и эффективность экономического и культурного развития страны. При этом важное значение для подготовки школьников имеет информационное обеспечение учебно-образовательного процесса. Одним из инструментов развития информационно-коммуникационной инфраструктуры, обеспечивающей переход сферы образования на современные информационные технологии, является создание на базе ресурсных центров региональных  порталов управления знаниями. Актуальность выработки стратегии развития региональных ресурсных центров обусловлена также потребностью дальнейшего совершенствования информационного обеспечения системы образования. Региональный портал управления знаниями - это система сбора информации, система выявления и формализации новых знаний опирающаяся на весь накопленный и формализованный ранее потенциал знаний образовательных организаций, на коллективный интеллект и интуицию задействованных в процессе обучения людей (на совместную работу), на вычислительные приложения, а также система выдачи накопленной и вновь созданной информации обучаемому в соответствии с принятой технологией обучения. На рисунке 1  выделены некоторые возможности  использования регионального портала    в учебном процессе школы: 

Наличие аппаратных мультимедиа-средств: аудио- и видеооборудования (микрофон, цифровая видеокамера и др.), подключенного к компьютеру, позволяет организовать компьютерные аудио и видеоконференции, все более широко распространяемые в системе общего среднего образования. Внедрение концепции управления знаниями трудоемкое и достаточно затратно, однако оно имеет такие преимущества, как: 

  • Ученики лучше понимают цели изучения того или иного курса, взаимосвязи между изучаемыми предметами;
  • Участники учебного процесса могут быстрее найти или получить необходимую им информацию;
  • Достигается синергетический эффект от знаний, сотрудники школы и ученики  активнее занимаются инновационной деятельностью и используют идеи своих коллег;
  • Использование общих знаний позволит учреждению быстрее реагировать на изменения   учебных планы;

Эффективной эксплуатации системы управления знаниями может препятствовать несовершенство передачи информации в организации, а также некоторые психологические факторы. Так, зачастую сотрудники слишком плохо понимают потребности своего рабочего окружения. Они не знают, чем именно заняты их коллеги и какие знания им могут понадобиться в будущем. Также в случаях, когда потребность в знаниях уже существует, но не формализована, сложно определить, кто конкретно нуждается в них.

Верхний уровень представлен ведущим горизонтальным порталом "РПУЗ",  предусматривающим систему его полнофункциональных копий в школах ресурсного центра. Общая структура и сервисы портала "РПУЗ" и его копий совпадают, но информационное содержание может варьироваться за счет того, что в копиях могут содержаться специфические региональные компоненты и другие ресурсы. Наполнение портала осуществляется объединенной редакцией под управлением объединенного редакционного совета, который осуществляет также общее методическое руководство редакционными советами вертикальных и горизонтальных порталов всех уровней. Образовательные горизонтальные порталы всех уровней опираются на систему вертикальных порталов: профильных и специализированных порталов общего назначения. Профильные порталы обслуживают отрасли знаний и, как правило, формируются по ряду смежных дисциплин. Специализированные порталы ориентируются на выполнение определенных функций. Вертикальные порталы или их компоненты также могут копироваться на нижних уровнях. Наполнение профильных порталов (в том числе и включение в их состав мультимедиа-ресурсов) осуществляется соответствующими профильными редакциями под управлением соответствующих редакционных советов.  На следующем уровне располагаются порталы, которые являются горизонтальными и объединяют ресурсы нижних уровней - порталы учителей, родителей, детей.

Категория: РИНЦ | Добавил: Николаевич (19.04.2013)
Просмотров: 433
Всего комментариев: 0
avatar