Главная » Статьи » РИНЦ

Принципы построения регионального образовательного портала

УДК 378.147

Принципы построения регионального образовательного портала

                                                                           П. Н. Лавров, Г. И. Шабанов

В современных условиях повышение качества среднего образования требует широкого использования региональных  порталов управления знаниями на базе ресурсных центров. Региональный портал управления знаниями (РПУЗ) - это система сбора информации, система выявления и формализации новых знаний опирающаяся на весь накопленный и формализованный ранее потенциал знаний образовательных организаций, на коллективный интеллект и интуицию задействованных в процессе обучения людей (на совместную работу), на вычислительные приложения, а также система выдачи накопленной и вновь созданной информации обучаемому в соответствии с принятой технологией обучения. На рисунке 1  выделены основные компоненты структуры РПУЗ  на уровне «ресурсный центр - учебный процесс региональной школы.

 

организация консультации в реальном режиме времени

взаимообучение при обмене информацией между школьниками

проведение  виртуальных, дистанционных уроков в режиме on-line

общение учителей  в текстовом, графическом и звуковом  режимах

общение учителей  с родителями, оперативные родительские собрания

Редактирование, передача, хранение документов

рассылка учебно-методических материалов школьникам

прозрачность обработки материалов организация совместной работы

Региональный

портал управления            знаниями

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1. Основные компоненты структуры РПУЗ

Наличие аппаратных мультимедиа-средств: аудио- и видеооборудова-ния (микрофон, цифровая видеокамера и др.), подключенного к компьютеру, позволяет организовать компьютерные аудио и видеоконференции, все более широко распространяемые в системе общего среднего образования. Внедрение в систему обучения концепции управления знаниями трудоемкий и достаточно затратный процесс. Однако, его реализация приводит к значительным качественным переменам: 

  • ученики лучше понимают цели изучения того или иного курса, взаимосвязи между изучаемыми предметами;
  • участники учебного процесса могут быстрее найти или получить необходимую им информацию;
  • достигается синергетический эффект от знаний, сотрудники школы и ученики  активнее занимаются инновационной деятельностью и используют идеи своих коллег;
  • использование общих знаний позволит учреждению быстрее реагировать на изменения   учебных планы.

 

Региональный портал управления знаниями на базе ресурсного центра

(Верхний уровень горизонтального портала )

Эффективной эксплуатации системы управления знаниями может препятствовать несовершенство передачи информации в организации, а также некоторые психологические факторы. Так, зачастую сотрудники слишком плохо понимают потребности своего рабочего окружения. Они не знают, чем именно заняты их коллеги, и какие знания им могут понадобиться в будущем. Также в случаях, когда потребность в знаниях уже существует, но не формализована, сложно определить, кто конкретно нуждается в них.

 

 

 

Региональный портал управления знаниями на базе школы

(полнофункциональная копия

портала верхнего уровня)

 

 

Региональный портал управления знаниями на базе школы

(полнофункциональная копия

портала верхнего уровня)

 

 

       
  Подпись: Профильные порталы
(Вертикальный портал)

Подпись: Специализированные порталы
(Вертикальный портал)

Подпись: Порталы общего назначения
(Вертикальный портал)

Скругленный прямоугольник: Портал учениковСкругленный прямоугольник: Портал учителейСкругленный прямоугольник: Портал родителей   Подпись: Порталы общего назначения
(Вертикальный портал)

Подпись: Специализированные порталы
(Вертикальный портал)

Подпись: Профильные порталы
(Вертикальный портал)

Скругленный прямоугольник: Портал учениковСкругленный прямоугольник: Портал учителейСкругленный прямоугольник: Портал родителей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

нижний уровень                                               нижний уровень

Рисунок 2. Операционный процесс в РПУЗе 

Верхний уровень представлен ведущим горизонтальным порталом "РПУЗ",  предусматривающим систему его полнофункциональных копий в школах ресурсного центра. Общая структура и сервисы портала "РПУЗ" и его копий совпадают, но информационное содержание может варьироваться за счет того, что в копиях могут содержаться специфические региональные компоненты и другие ресурсы. Наполнение портала осуществляется объединенной редакцией под управлением объединенного редакционного совета, который осуществляет также общее методическое руководство редакционными советами вертикальных и горизонтальных порталов всех уровней. Образовательные горизонтальные порталы всех уровней опираются на систему вертикальных порталов: профильных и специализированных порталов общего назначения. Профильные порталы обслуживают отрасли знаний и, как правило, формируются по ряду смежных дисциплин. Специализированные порталы ориентируются на выполнение определенных функций. Вертикальные порталы или их компоненты также могут копироваться на нижних уровнях. Наполнение профильных порталов (в том числе и включение в их состав мультимедиа-ресурсов) осуществляется соответствующими профильными редакциями под управлением соответствующих редакционных советов.  На следующем уровне располагаются порталы, которые являются горизонтальными и объединяют ресурсы нижних уровней - порталы учителей, родителей, детей.

Таким образом, разработанная структура РПУЗ позволяет не только ускорить процесс усвоения знаний учениками средних учебных заведений, но и преподавателям разрабатывать методические материалы различной сложности на основе применения личностно-ориентированного подхода.

 

 

Категория: РИНЦ | Добавил: Николаевич (19.04.2013)
Просмотров: 891
Всего комментариев: 0
avatar