Главная » Статьи » РИНЦ

ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА –КОМПОНЕНТ НОВОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА –КОМПОНЕНТ НОВОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

 

Лавров П.Н.

 

учитель  информатики МБОУ Газопроводская СОШ», 607911 Нижегородская область, с Починки,E-mail: lp1985@bk.ru.

 

По мере развития и становления информационного общества возникает необходимость использовать образовательный потенциал, который представляет использование средств массовой информации и каналов массовой коммуникации, что помогает найти истинное место и наиболее эффективные способы использования новых информационных технологий в образовательном процессе. Современный человек должен не только овладеть суммой знаний, но и сформировать «готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению, мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, систему значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные  и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме». [1] Работа в этом направлении — один из наиболее динамичных процессов, изменения которого определяются происходящими в современном обществе переменами (глобализация, информатизация, обновление технологий и др.). Формирование новой образовательной среды приводит к необходимости формирования и использования цифровых технологий, новых средств обучения, методическое применение которых часто становится проблемой для современного педагога. Информационные образовательные среды обеспечивают комфортные условия образования и ориентацию на формирование коммуникативной компетенции, творческих качеств личности, критического мышления, самостоятельной работы, рефлексии, реализацию художественно-творческого потенциала учащихся, изменение сферы мотиваций и жизни в открытом информационном пространстве новой образовательной среды.

Образовательная среда представляет собой системную интеграцию информационных объектов и инноваций с целью создания информационно-педагогических ресурсов для внедрения в педагогический процесс, позволяющую использовать различные формы и стратегии освоения знаний и развивать самостоятельную, познавательную учебную деятельность. Примером такой образовательной среды может служить региональный математический портал, реализованный на базе нескольких школах Нижегородской области. (МБОУ Ильинская ООШ с. Ильинское, Лицей№1 МБОУ СОШ г. Лукоянов , МБОУ Газопроводская СОШ с. Починки, МБОУ Наруксовская СОШ с.Наруксово) на протяжении 2008-2011гг. В эксперименте  приняли участие 582 учащиеся и 13 учителей вышеперечисленных школ под руководством Лаврова П.Н.

Региональный математический портал - это система сбора информации, система формализации знаний опирающаяся на весь накопленный потенциал знаний образовательных организаций, на коллективный интеллект задействованных в процессе обучения людей, на вычислительные приложения, а также система выдачи накопленной и вновь созданной информации обучаемому в соответствии с принятой технологией обучения. Таким образом,  региональный математический портал  нужно воспринимать не только как единое информационное пространство школы, но и как эффективную образовательную систему. Чтобы эта система работала, необходимы кардинальные изменения в информационной культуре участников образовательного процесса (учителей, обучающихся и родителей, их законных представителей), поэтому на первый план выдвигаются проблемы формирования информационной культуры личности, использующей данный ресурс на тактическом и операционном уровнях в процессе реализации различных видов деятельности в образовании. Педагогические воздействия тех или иных систем формирует и соответствующий индивидуально-психологический склад человека, который, в свою очередь, с определенного момента начинает оказывать влияние на самостоятельные выборы его внешних связей и отношений, причем условием наиболее успешного развития индивида является обеспечение открытого взаимодействия (диалога) его в окружающей среде.

Рассматривая региональный математический портал в контексте решения задач совершенствования дидактической теории в условиях новой образовательной парадигмы и практики применения инфокоммуникацион­ных технологий как средство, позволяющее эффективно организовать ин­дивидуальную и коллективную работу педагога и обучающегося, а также интегрировать различные формы и стратегии освоения знаний по предме­ту, направленные на развитие самостоятельной познавательной учебной деятельности, мы выделяем основные составляющие нашего портала как информационной образовательной среды:

1) Организационно-управляющий компонент (документооборот, планирование учебной деятельности, расписание учебных мероприятий, электронные рейтинги, организационные условия, систему безопасности и модуль разграничения прав доступа и полномочий участников, доски объявлений, системы электронной почты и форума, обмен различного рода информацией с субъектами образовательного процесса).

2) Программно-стратегический компонент (доступ к программам и учебным планам дисциплин, стандартам образования, целям обучения и требованиям к знаниям умениям и навыкам, формам и методам обучения, вариативность учебных программ, свобода выбора образовательного маршрута в рамках одного образовательного учреждения, разнообразие методических обучающих средств, акцент на диалогическое общение).

3) Учебно-методический компонент (структурированные учебные материалы по предметам, включающие блоки методических разработок, сценариев занятий, теоретических занятий, тренировочных практических примеров, разноуровневых самостоятельных работ; проектный блок, блок контроля, дискуссии, конференции, экскурсии, исследовательские общества, структуры самоуправления и т.д.).

4) Ресурсно-информационный компонент (вспомогательные учебно-информационные ресурсы, структурированные по типу ресурса и по предметным областям).

Информационно-образовательная среда строится по принципу создания целостного образовательного пространства, ориентированного на становление личности обучаемого. Для достижения новых целей и ценностей образования должны быть обеспечены возможность многомерного движения личности в образовательном пространстве и создание оптимальных условий для такого движения. [2] Иначе говоря, приоритетами системы образования становятся ориентация на развитие личности, адекватной потребностям современного общества, личностно-ориентированное, индивидуализированное обучение, формирование ключевых компетенций, развитие познавательных потребностей и способностей обучаемых. В исследованиях А.А.Кузнецова, Е.С. Полат, Т.А.Сергеевой, Л.О.Филатовой и др. показано, что применение средств информационно-коммуникативных технологий в учебном процессе будет эффективным, если эти средства будут реализовать свои собственные, присущие только им функции, а не только поддерживать традиционные функции преподавателя в рамках ранее сложившейся системы образования. Речь, таким образом, идет о новой образовательной среде, ориентированной на новые цели и ценности образования, отражающие современный социальный заказ. Приоритетной становится задача разработки педагогических программных продуктов для использования в общеобразовательной школе, их массового внедрения и постепенного создания системы опережающего образования, основанной на новой информационной технологии. Одним из способов повышения качества математического образования является создание и использование информационной образовательной среды. Подобная среда должна обладать максимальной вариативностью, обеспечивающей дифференциацию всех возможных пользователей. В такой среде должны широко использоваться электронные образовательные ресурсы. В процессе проведения эксперимента Лавровым П. Н. были обнаружены основные причины недостаточного уровня усвоения математического материала из-за:

 непонимания терминов и процессов;

 несинхронности восприятия учебного материала;

 ограниченности объема усвоения новых понятий за определенный промежуток времени;

 не умелого использования дидактических приёмов и форм самостоятельной, индивидуальной, групповой и коллективной работы учащихся;

Повысить качество преподавания математики удалось за счет использования математического регионального портала. В ходе эксперимента были выявлены положительные тенденции усвоения школьного курса математики. Информационная компетентность и умение применять полученные математические знания при решении различных задач значительно увеличились с применением математического регионального портала в процессе обучения математики. Так же вырос уровень познавательной активности, мотивации, самостоятельной деятельности при изучении математики учащихся. У многих школьников наблюдалось развитие пространственного воображения  за счет возможности динамического деформирования образов. Использование регионального математического портала изменило к лучшему межличностные отношение между учениками, учителями и учащимися. Ребята в итоге, как правило, приходят к пониманию, осмыслению и умению самостоятельно получать и применять полученные знания в жизни.

1.      Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования// http://www.rg.ru/2011/02/17/shkola-standart-site-dok.html

2.      Лавров П.Н. Возможности использования регионального математического портала в преподавании математики.//Интеграция образования 2012.- Вып.1.- Саранск- С.95-102,

Категория: РИНЦ | Добавил: Николаевич (14.05.2014)
Просмотров: 342
Всего комментариев: 0
avatar