Главная » Статьи » РИНЦ

Формирование межпредметных умений на уроках информатики

 ФГОС устанавливает требования к результатам образования, называя их личностными, метапредметными и предметными. К группе метапредметных результатов относятся универсальные учебные действия (общеучебные умения), межпредметные умения и навыки и надпредметные умения и навыки. В данной статье мы хотим рассмотреть аспект формирования межпредметных умений на уроках информатики как одного из компонентов метапредметных результатов образования по ФГОС. Поташник М. М. и Левит М. В. под межпредметными понимают «умения, необходимые для обеспечения связей между группами предметов, умения, обслуживающие два (и более) предмета (но не все!) в их взаимодействии» [1, с. 56]. Авторы отмечают, что специфичным для межпредметных умений является познавательное действие переноса предметных знаний и умений в новые условия их применения (по-другому, использование знаний в частично новой или полностью новой, незнакомой жизненной реальной ситуации). Такие умения в своей содержательной основе опираются на знания из разных учебных предметов и обобщенные идеи. В формировании последних особую значимость приобретает подготовка обучающихся в области информатики и ИКТ. Информатика имеет очень большое и всё возрастающее число междисциплинарных связей, причём как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Систематическое использование межпредметных познавательных задач в форме проблемных вопросов, количественных задач, практических заданий обеспечивает формирование умений учащихся устанавливать и усваивать связи между знаниями из различных предметов. В этом заключена важнейшая развивающая функция обучения информатике. Осуществление межпредметных связей делает знания практически более значимыми и применимыми. Знания и умения, которые приобретают учащиеся при изучении одних предметов, могут быть использованы при изучении других. Учащиеся должны научиться связывать между собой и обобщать предметные знания математики, физики, химии, истории, экономики, литературы, русского языка и информатики. Это дает возможность применять их в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов, как в учебной, так и во внеурочной деятельности, готовя учеников к будущей жизни. Информатика как наука и как учебный предмет играет важную роль в процессе формирования универсальных учебных действий. Совокупность формируемых общеучебных умений на уроках информатики может быть перенесена на изучение и других предметов с целью создания целостного информационного пространства знаний учащихся. Приведем примеры заданий, которые можно предложить ученикам на уроке информатики при изучении темы «Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах»: 1) Мяч брошен под углом 300 к горизонту с начальной скоростью 10 м/с. Постройте траекторию движения мяча. По графику определите высоту подъема и дальность полета. 2) Пользуясь данными, приведенными в таблице, постройте диаграмму, отражающую сведения о приросте населения в Белгородской области за 1985–2000 годы. Какой тип диаграммы следует выбрать, если необходимо сравнить несколько величин в разных точках? 3) Постройте круговую диаграмму, отображающую структуру земельного фонда Белгородской области. Данные приведены в таблице. 4) Страна N производит только два продукта: танки и велосипеды (данные прилагаются в таблице). Постройте по данным таблицы кривую производственных возможностей и ответьте на вопросы. Сколько велосипедов может быть произведено при производстве 4 тыс. танков? Можно ли произвести 3 тысячи танков и 55 тысяч велосипедов? 5) В результате самоизреживания елей в густых посадках число деревьев на 1 га составляло: в 20-летних насаждениях — 6720, в 40-летних — 2380, в 60-летних — 1170, в 80-летних — 755, в столетних — 555, а в 120-летних—465. Начертить график уменьшения стволов елей в лесу, при увеличении возраста. 6) Найти приближенно корни уравнения х3/10+1- sin x=0 графическим методом. Думаю, что приведенные примеры наглядно демонстрируют тот факт, что информатика обладает очень широким диапазоном межпредметных связей, позволяет формировать умения, обслуживающие общие для родственных предметов виды деятельности учащихся,— измерительные, конструктивно-технические, измерительно-вычислительные, графические, проекционно-изобразительные и др., специфические умения оперирования конкретным содержанием, лежащим на стыке смежных учебных предметов, позволяет обобщать знания по различным предметам, чтобы видеть физический объект или текст в единстве его многообразных свойств и отношений. Таким образом, реализация межпредметных связей создает благоприятные условия для формирования общеучебных умений и навыков учащихся, повышает эффективность практической направленности обучения. 

Авторы: Лавров П.Н., Хахалева О.В.

Категория: РИНЦ | Добавил: Николаевич (01.08.2018)
Просмотров: 147
Всего комментариев: 0
avatar