Главная » Статьи

Всего материалов в каталоге: 20
Показано материалов: 1-10
Страницы: 1 2 »

Scratch – это среда программирования для детей в возрасте от 8 до 16 лет, хотя первоначально создавался не для изучения программирования

Остальные | Просмотров: 132 | Добавил: Николаевич | Дата: 30.07.2019 | Комментарии (0)

Скан статьи из сборника международной конференции.В статье раскрывается значение современной образовательной технологии Web-квест для совершенствования процесса обучения математике школьников; раскрывается структура тематического Web-квеста, его содержательное наполнение и особенности использования.

РИНЦ | Просмотров: 124 | Добавил: Николаевич | Дата: 30.11.2018 | Комментарии (0)

 ФГОС устанавливает требования к результатам образования, называя их личностными, метапредметными и предметными. К группе метапредметных результатов относятся универсальные учебные действия (общеучебные умения), межпредметные умения и навыки и надпредметные умения и навыки. В данной статье мы хотим рассмотреть аспект формирования межпредметных умений на уроках информатики как одного из компонентов метапредметных результатов образования по ФГОС. Поташник М. М. и Левит М. В. под межпредметными понимают «умения, необходимые для обеспечения связей между группами предметов, умения, обслуживающие два (и более) предмета (но не все!) в их взаимодействии» [1, с. 56]. Авторы отмечают, что специфичным для межпредметных умений является познавательное действие переноса предметных знаний и умений в новые условия их применения (по-другому, использование знаний в частично новой или полностью новой, незнакомой жизненной реальной ситуации). Такие умения в своей содержательной основе опираются на знания из разных учебных предметов и обобщенные идеи. В формировании последних особую значимость приобретает подготовка обучающихся в области информатики и ИКТ. Информатика имеет очень большое и всё возрастающее число междисциплинарных связей, причём как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Систематическое использование межпредметных познавательных задач в форме проблемных вопросов, количественных задач, практических заданий обеспечивает формирование умений учащихся устанавливать и усваивать связи между знаниями из различных предметов. В этом заключена важнейшая развивающая функция обучения информатике. Осуществление межпредметных связей делает знания практически более значимыми и применимыми. Знания и умения, которые приобретают учащиеся при изучении одних предметов, могут быть использованы при изучении других. Учащиеся должны научиться связывать между собой и обобщать предметные знания математики, физики, химии, истории, экономики, литературы, русского языка и информатики. Это дает возможность применять их в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов, как в учебной, так и во внеурочной деятельности, готовя учеников к будущей жизни. Информатика как наука и как учебный предмет играет важную роль в процессе формирования универсальных учебных действий. Совокупность формируемых общеучебных умений на уроках информатики может быть перенесена на изучение и других предметов с целью создания целостного информационного пространства знаний учащихся. Приведем примеры заданий, которые можно предложить ученикам на уроке информатики при изучении темы «Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах»: 1) Мяч брошен под углом 300 к горизонту с начальной скоростью 10 м/с. Постройте траекторию движения мяча. По графику определите высоту подъема и дальность полета. 2) Пользуясь данными, приведенными в таблице, постройте диаграмму, отражающую сведения о приросте населения в Белгородской области за 1985–2000 годы. Какой тип диаграммы следует выбрать, если необходимо сравнить несколько величин в разных точках? 3) Постройте круговую диаграмму, отображающую структуру земельного фонда Белгородской области. Данные приведены в таблице. 4) Страна N производит только два продукта: танки и велосипеды (данные прилагаются в таблице). Постройте по данным таблицы кривую производственных возможностей и ответьте на вопросы. Сколько велосипедов может быть произведено при производстве 4 тыс. танков? Можно ли произвести 3 тысячи танков и 55 тысяч велосипедов? 5) В результате самоизреживания елей в густых посадках число деревьев на 1 га составляло: в 20-летних насаждениях — 6720, в 40-летних — 2380, в 60-летних — 1170, в 80-летних — 755, в столетних — 555, а в 120-летних—465. Начертить график уменьшения стволов елей в лесу, при увеличении возраста. 6) Найти приближенно корни уравнения х3/10+1- sin x=0 графическим методом. Думаю, что приведенные примеры наглядно демонстрируют тот факт, что информатика обладает очень широким диапазоном межпредметных связей, позволяет формировать умения, обслуживающие общие для родственных предметов виды деятельности учащихся,— измерительные, конструктивно-технические, измерительно-вычислительные, графические, проекционно-изобразительные и др., специфические умения оперирования конкретным содержанием, лежащим на стыке смежных учебных предметов, позволяет обобщать знания по различным предметам, чтобы видеть физический объект или текст в единстве его многообразных свойств и отношений. Таким образом, реализация межпредметных связей создает благоприятные условия для формирования общеучебных умений и навыков учащихся, повышает эффективность практической направленности обучения.

РИНЦ | Просмотров: 116 | Добавил: Николаевич | Дата: 01.08.2018 | Комментарии (0)

Развитие информационного общества, одной из характеристик которого является открытость информационного пространства, стирание временных и территориальных границ, обуславливает переход всего образования в новую плоскость существования. Развитие единого информационного образовательного пространства впервые за всю историю человечества предоставляет возможность безбарьерного обращения к любому источнику информации. Такая открытость и доступность образования обусловлена широким использованием в качестве транспортной среды инфокоммуникационных технологий, в частности, портальной технологии. РМП, представляющий собой средство обеспечения разноуровневого доступа к информационным ресурсам, сервисам и службам, обладает огромным потенциалом в области образования. В общем случае портал вуза представляет собой мультисервисный сайт, несущий определенную тематическую направленность, соответствующую деятельности конкретного учебного заведения. В настоящее время в Ставропольском государственном университете идет работа по созданию такого информационно-образовательного портала.

Разработка информационно-образовательного портала вуза включает в себя решение многих задач - методических, организационных, информационных и технологических. Одним из ключевых этапов для эффективного функционирования портала является определение информационного наполнения портала - представленной учебной информации, структуры предоставляемых информационно-образовательных ресурсов и сервисов, а также выделение групп пользователей, имеющих доступ к ресурсам портала.

В представленном исследовании была поставлена цель выявить научно-методические основы и психолого-педагогические особенности использования портальной технологии в образовании.

Приведем основные результаты исследования:

1. Рассмотрены психолого-педагогические аспекты использования портальной технологии в образовании. Описано понятие образовательного портала. Выделены признаки и характеристики информационно-образовательного портала вуза.

2. На основе анализа существующих теорий усвоения знаний рассмотрены вопросы организации использования портальной технологии в образовании.

3. Определены различные подходы к представлению образовательной информации на портале, проведен анализ проблем, связанных с отбором информационно-учебного наполнения, выделены принципы и методы структурирования и систематизации учебной информации на портале.

4. Проведен анализ уже существующих российских порталов, функционирующих в сфере образования, определены сильные и слабые стороны реализованных моделей взаимодействия пользователей с образовательными портальными технологиями.

5. Рассмотрены образовательные ресурсы Интернет, содержание подготовки студентов филологических факультетов и учителей-предметников к использованию глобальной сети Интернет в образовательном процессе, в их профессиональной деятельности.

6. Разработана модель информационно-образовательного портала вуза, определена структура образовательного контента портала, выделены группы пользователей, разработан механизм разноуровневого доступа к информационно-образовательным ресурсам и сервисам портала.

7. Проведена опытно-экспериментальная проверка эффективности использования разработанной структуры представления учебной информации на портале в профессиональной подготовке студентов, подтверждающая правильность гипотезы диссертационного исследования.

В ходе исследования были получены следующие выводы:

1. Образовательный портал вуза является средством, позволяющим структурировать и систематизировать образовательные ресурсы, обеспечить учащихся и преподавателей разноуровневым доступом к учебным материалам и образовательным сервисам.

2. Открытость модульной структуры образовательного портала позволяет легко адаптировать его контент к задачам организации учебного процесса, учитывать индивидуальные особенности и специфические потребности учащихся и преподавателей, оставляет возможность дальнейшего расширения системы по мере роста образовательной информации и количества одновременно работающих пользователей.

3. Сервисы портала, в частности персонализация для конечных пользователей, позволяет организовать клиентское место -создать пользовательскую рабочую среду, которая позволила бы устранить информационные перегрузки, обеспечила доступ учащихся к информационным ресурсам в наиболее удобном, консолидированном виде.

4. Распределение ресурсов на портале посредством механизма разноуровневого доступа позволяет организовать работу пользователей с большими объемами обновляемой и пополняемой образовательной информации в различных дифференцированных режимах, подобранный и структурированный контент является важным условием, обеспечивающим соответствие содержания целям и задачам обучения, а также способностям и потребностям учащихся.

5. Портал предоставляет возможность активного доступа и отображения информации из множественных гетерогенных источников (реляционных, многомерных баз данных, систем управления документами, систем электронной почты, Web-cepвepoв, новостных каналов и т.д.), что переводит процесс обучения на качественно новый уровень, позволяя задействовать как можно большее количество каналов передачи информации и способов усвоения новых знаний.

Дальнейшее развитие образовательных портальных технологий будет связано с проектированием систем автоматической разработки образовательного контента портала, дальнейшей отработки механизмов эффективного взаимодействия пользователей - учащихся и преподавателей - с портальной технологией, расширением объема доступных сервисов и служб, которые позволили бы дальше оптимизировать процесс приобретения нового знания, обеспечили интеграцию инфокоммуникационных технологий в повседневную жизнь учащихся и преподавателей.

ВАК | Просмотров: 120 | Добавил: Николаевич | Дата: 30.03.2018 | Комментарии (0)

                                                                                     Лавров П.Н., Шабанов Г.И.

Гуманизация образования и современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств школьников, а не только передачу знаний. Знания же выступают не как цель, а как способ, средство развития личности. Большие возможности для этого предоставляют современные информационные порталы. Они позволяют развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания.

РИНЦ | Просмотров: 215 | Добавил: Николаевич | Дата: 05.01.2017 | Комментарии (0)

П. Н. Лавров, Г. И. Шабанов, Ж.В. Шабанова

МОУ Починковская СОШ, Нижегородская область.

В современных условиях повышение качества среднего образования требует широкого использования региональных  образовательных порталов на базе ресурсных центров. Региональный образовательный портал (РОП) - это система сбора, выявления и формализации новых знаний, опирающаяся на весь накопленный и формализованный ранее потенциал знаний образовательных организаций, на коллективный интеллект и интуицию задействованных в процессе обучения людей (на совместную работу), на вычислительные приложения, а также система выдачи накопленной и вновь созданной информации обучаемому в соответствии с принятой технологией обучения.

РИНЦ | Просмотров: 290 | Добавил: Николаевич | Дата: 05.03.2016 | Комментарии (0)

Компьютер и здоровье

Компьютер. Что это: новая угроза для здоровья или современный друг и помощник?

Все зависит от того, как подойти к организации работы на компьютере. При неправильной организации рабочего места и времени работы могут стать реальностью все те страшилки, которыми он окружен. Стоит ли отказываться от компьютера? Бояться ли его? Не лучше ли постоянно выполнять простые правила? При хорошем оборудовании рабочего места и правильном подборе рода занятий компьютер превращается из монстра из страшилок в очень полезный инструмент, весьма облегчающий нашу жизнь.

Остальные | Просмотров: 261 | Добавил: Николаевич | Дата: 15.04.2015 | Комментарии (0)

Современная сельская школа является важной и особой образовательной средой. Одним из важных  факторов привлекающих внимание общества к сельской школе является необходимость сохранения единого образовательного пространства. Ребята из сельских школ сталкиваются с целым рядом проблем: низкая доступность качественного образования, малой эффективностью самостоятельной работы, обеспечение школьников дополнительными  методическими материалами. Не менее значима и другая проблема: во многих деревнях и селах отсутствуют школы, и ребятам приходится ежедневно добираться до ближайшего учебного заведения. 

РИНЦ | Просмотров: 299 | Добавил: Николаевич | Дата: 14.04.2015 | Комментарии (0)

Состояние здоровья подрастающего поколения в последние годы характеризуется неуклонным его ухудшением, что вызывает обоснованную озабоченность у многих отечественных ученых (Айзман Р.И., Брехман И.И., Казин Э.М., Кураев Г.А., Хрипкова А.Г., Щедрина А.Г.). Особенно тревожное положение складывается со здоровьем школьников. Статистические данные свидетельствуют о том, что только 14-20% школьников 7-17 лет здоровы, около 50% детей имеют различные отклонения в функциональных и морфологических показателях, у 30-36% учащихся отмечаются хронические заболевания особенно часто со стороны нервной, опорно-двигательной, дыхательной, пищеварительной и других систем. За время обучения в школе численность здоровых детей сокращается в 4-5 раз и к моменту выпуска составляет 3- 4% (Волкова Т.И., Каткова И.П., Школа Е.О.). Аналогичные данные приводятся в документах Министерства здравоохранения РФ.

Современное здравоохранение, в связи с резким ухудшением экономических условий, не справляется с возложенной на него задачей по сохранению здоровья населения. Этим объясняется возрастающая роль образовательных учреждений в формировании здорового образа жизни и здоровья школьников. Обучение в школе на протяжении достаточно длительного времени является благоприятным условием для формирования мотивации на здоровую, продолжительную, полноценную жизнь, на воспитание культуры здоровья и бережного к нему отношения. Сегодня все большее внимание уделяется решению проблем валеологического воспитания и образования (Вайнер Э.Н., Зайцев Г .К., Казначеев В.П., Карасева Т.В., Качан Л.Г., Колбанов В.В., Лисицын Ю.П., Сальникова Т.А., Толстов С.Н.). Эффективность и социальную значимость образовательных валеологических программ наглядно демонстрирует зарубежный опыт (Manoff R.IC, Paul A.Z., Anderson G.F.).

Актуальность существующей проблемы акцентируется также в основополагающих документах ВОЗ, где отмечается, что одной из первых должна решаться задача по улучшению здоровья молодежи и в особый ряд выделяется направление по формированию образа жизни, способствующего укреплению здоровья, а также борьба с курением, алкоголизмом и потреблением психотропных средств.

Уровень валеологического воспитания и образования школьников остается, к сожалению, весьма низким и в городских школах, и в общеобразовательных учреждениях сельского района. Это отчасти обусловлено спецификой сельской жизни, слабой материальной базой и территориальной отдаленностью. Изучая проблему валеологизации образовательной среды в условиях сельского района, мы не встретили в доступных нам публикациях комплексных исследований по этому научному направлению. Необходимость внедрения валеологических принципов в систему общего образования и особенно в практику сельской школы, продиктована проблемами сегодняшней действительности. В соответствии с этим выбрана тема настоящего исследования.

ВЫВОДЫ И ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:

1. Спектр валеологических представлений учеников сельского района характеризуется завышенной самооценкой здоровья, поверхностным знанием основ здорового образа жизни на фоне низкой валеологической культуры, грамотности и активности, слабой мотивации на отказ от вредных привычек, завышенной оценкой роли медицинских работников и недостаточного использования собственных возможностей в управлении здоровьем.

2. Сравнительная характеристика показателей самооценки образа жизни, здоровья, валеологической грамотности и активности школьников районного центра и села показала, что уровень грамотности по аналогичным критериям отличается на селе более низкими параметрами, что усиливает практическую потребность внедрения системы образования сельских школьников по вопросам здорового образа жизни.

3. В процессе формирования здорового образа жизни должны быть задействованы валеолошчески грамотные субъекты образовательного процесса - школьные учителя, педагоги дополнительного образования, психологи, социальные педагоги, медицинские работники, родители.

4. Лонгитудинальный анализ валеологической грамотности, уровня культуры и информированности школьников выявил положительную динамику показателей в результате внедрения системы валеологического образования, что подтверждает эффективность мероприятий по воспитанию представлений о здоровом образе жизни.

5. Валеологическое образование в сельской школе необходимо рассматривать как педагогическую подсистему в целостной социальной инфраструктуре села, которая должна обеспечивать условия, способствующие воспитанию здорового ребенка. Для повышения эффективности педагогических мероприятий в сельской средней школе должен действовать комплекс скоординированных мероприятий социального, медицинского, культурного и административного характера.

6. В условиях школы реализация практических мероприятий по воспитанию представлений о здоровом образе жизни должна проводиться по следующим основным направлениям: образование обучающихся, подготовка педагогического персонала5-работа с родителями, взаимодействие с социально-культурной сферой села.

7. Программно-методическое обеспечение валеологической работы в школе должно решать следующие задачи: повышение уровня валеологической культуры; воспитание ответственности за свое здоровье; привитие навыков валеопрактики.

В условиях сельской школы особую роль играет соблюдение таких принципов пропаганды здорового образа жизни, как дифференцированный подход к аудитории и доступность изложения материала, что связано с особенностями валеологических характеристик сельских школьников.

8. При отсутствии уроков по валеологии в базовом учебном плане необходимо внедрение интегрированной программы по дисциплинам, имеющим отношение к сохранению и укреплению здоровья учащихся, что значительно экономит учебное время, увеличивает объем информации, улучшает эффективность ее усвоения, способствует овладению валеологическими знаниями, умениями и навыками.

9. Для оценки эффективности внедрения системы воспитания представлений о здоровом образе жизни наряду с профессиональными формами контроля необходимо использовать валеологический самоконтроль обучающихся, динамическую рискометрию образа жизни и оценку состояния здоровья школьников.

Остальные | Просмотров: 365 | Добавил: Николаевич | Дата: 12.04.2015 | Комментарии (0)

Статья посвящена проблеме построения и использования информационной образовательной среды и её применение в курсе преподавании математики. В данном случае речь идет о применении регионального математического портала. Его использование позволит устранить те недостатки, которые были в традиционной методике преподавания. Информационные образовательные среды несут в себе большие возможности развития интеллектуальных способностей школьников, их творческий характер, а также способствуют улучшению самостоятельной работы обучаемых. Это обстоятельство помотает процессам дифференциации в индивидуализации обучения .В статье приведён анализ современного состояния проблемы использования информационных образовательных сред в сфере образования. Автор публикует некоторые выводы полученные в процессе проведения эксперимента, раскрывая основные причины недостаточного уровня усвоения математического материала и способы повышения качества преподавания математики. Совокупность педагогических условий в современной образовательной реальности объединяют в понятие «образовательная среда». Создание каждой школой информационно-образовательной среды это уже не нововведение, а одно из требований, которое предъявляет государство к учебному учреждению

 

Ключевые слова: компоненты образовательной среды, региональный математический портал, информационная образовательная среда

http://www.science-education.ru/106-8037

ВАК | Просмотров: 362 | Добавил: Николаевич | Дата: 22.12.2014 | Комментарии (0)

1-10 11-20